Финальная девятая часть английской франшизы, состоящей их хоррор-альманахов. И раз последняя при заранее предсказуемом формате, да ещё восьмидесятые наступили, значительно потеснив старую школу жанра с совсем поредевшими рядами культовых актёров, то авторы решили попросту посмеяться. Вот так взять от души и откровенно похохотать над тем самым жанром, форматом, игрищами в монстров с наивным гримом, жуткими экранными байками из склепа, явлением ветеранов ужастиков и ещё много над чем.
А весело-то как! И главное, что свежо, легко, метко по части тематического юмора. Ну, например, идет, значит, по пустой подворотне известный писатель страшилок разных, играемый старичком Джоном Кэрредином (John Carradine), навстречу загадочный джентльмен – естественно, Винсент Прайс (Vincent Price) – и просит содействия, ведь не кушал давно. Как не помочь такому?
Только миска супа его не интересует, он – вампир! Но не бойтесь, пускай кровопийца, зато вполне воспитанный, который укусит не глубоко, чуть-чуть подкрепится, потом вежливо поблагодарит, книги похвалит, да ещё согласится новому товарищу подсобить с вдохновением по писательской части, отведя в некий Клуб монстров, где жуткие рассказы ждут-дожидаются слушателей.
Забавный ситуативный пролог отлично дополняет учинённый хоррор-балаган или даже целая хоррор-тусовка, подкреплённая резвыми танцами и песенками, встряхнувшими запылившийся склеп с байками. В него и приглашён зритель, чтоб получить ассорти историй про упырей да чудищ. Девушка устраивается на работу в готический особняк к загадочному владельцу с мертвецки-бледной кожей, попутно её приятель подготавливает план по воровству драгоценностей из его сейфа – таков сюжет первой байки.
Постановка представляет собой неторопливый экскурс в мрачное жилище со странным владельцем-отшельником, подстёгивая интригу криминальной темой и детективными подступами к ответу о тайне происхождения изгоя, живущего вдали от людей. Особенно устрашающих элементов работа избегает, больше кренясь в драму с демонстрацией особенного монстра, чем-то напоминающего вампирский вариант нашего былинного Соловья-разбойника. Вторая история ведёт рассказ о мальчике, у которого папа родом из Восточной Европы, имеет титул графа, «работает» только по ночам, днями спит в подвале, и опасается людей с осиновыми кольями…
Очень весёленькая страшилка получилась, почти кратко адаптирующая Дракулу в бытовом шутливом антураже, показывая обычную семейку, просто, где отец вампир. Страшная жуткая нечисть, спящая в гробу? А вот и нет – вполне милый «человек», просто в ночную смену «трудится», супруга тоже прелесть, мужа заботливо снаряжает на «работу» и ждёт обратно, сынишка всегда рад послушать шутку от папани про колонепробиваемый жилет. Обыгранная пародия на клыкастую кровососущую тему неплохо веселит тонким юмором, а именитый актёр Дональд Плезенс (Donald Pleasence), изображающий охотника на чудищ, лишь усугубляет накал юмора нарочной несерьёзностью к роли, чтоб покривляться пару раз. Завершает сборник повествование о режиссёре фильма ужасов, который выезжает за город в поиске подходящей натуры для съёмок.
Скоро ему попадается старая деревня со зловещими жителями – пожирателями трупов… В третий раз режиссёр больше не скорбит и не хохмит в жанре, как раньше, а полноценно пугает, умеючи действуя в рамках мистической байки о неком заколдованном месте из которого не выбраться живьём, где нависла тяжёлая недобрая аура. Особенно помогает атмосфере воссозданные декорации ветхой деревни, старой церкви, разорённого кладбища, серого неба и голодных чудищ-гулов, напоминающих живых мертвецов, обступающих плотным кольцом. В итоговом счёте мы имеем невероятно редкое жанровое явление долгоиграющих хоррор-франшиз, когда финальный выпуск оказывается сочной громкой прощальной нотой, а вовсе не упадком вторичности и отсутствия идей.
Ведь троица коротких жутиков получилась удачна и разнообразна, в антрактах звучат музыкальные композиции, включая стриптиз… до самых костей (!), имеются по-настоящему отличные колкие шуточки, что все кинопродюсеры – кровопийцы, а эпилог станет назидательной моралью из уст вампира, бесспорно доказавшего, почему человек обязан стать частью своры монстров за счёт вековых «достижений» по части изобретения оружий, бомб, пыток, концлагерей, эпидемий и многого другого, затмевающего местечковые проделки чудищ. Про финальную пляску Прайса и Кэрредина с молодёжью я промолчу – это надо видеть и пританцовывать, радуясь за старичков, надеясь, что и сейчас они где-то так же зажигают в окружении добродушных улыбок, наслаждаясь заслуженным статусом в любимом жанре, который ну никак не обходится без юмора. Посмотрите и посмейтесь вместе с ними. 8 из 10