Здравствуйте, коллеги-киноманы. В далеком 88-м году вышел замечательный фильм "Кровавый спорт", главную роль в нем сыграл Жан-Клод Ван Дамм, а партия антагониста досталась Боло Йену. За сценарий отвечал Шелдон Леттич (они с Ван Даммом впоследствии сделали боевики "Двойной удар", "Самоволка", "Легионер"). Разбираемся, как создавался этот фильм.
· В основу фильма положено несколько фактов из биографии мастера боевых искусств Френка Дюкса. Во всяком случае, так фильм подавался во время рекламной кампании. Впоследствии к этим "фактам" было много вопросов.
· Настоящий Дюкс присутствовал на съемках фильма в качестве постановщика боевых сцен. Когда он впервые увидел Ван Дамма, то сказал, что актер не соответствует нужной физической форме. Дюкс разработал для Ван Дамма программу тренировок на три месяца. Ван Дамм впоследствии рассказывал, что это были самые сложные тренировки в его жизни.
· В ходе съемок Ван Дамм на самом деле случайно нокаутировал персонажа по имени Хоссейн, ударив его локтем. Сцена вошла в окончательный монтаж.
· Джонни Кейдж, персонаж игры Mortal Kombat, "позаимствовал" у Ван Дамма костюм, предысторию и тот самый удар на шпагате.
· Мишель Кисси, который снялся в роли Суана, впоследствии блистательно сыграл жесткого Тонга По в фильмах серии "Кикбоксер". А с актером, который тут сыграл шефа полиции инспектора Чена, Ван Дамм впоследствии встретился в "Двойном ударе". Как и с Боло Йеном.
· Герой в сером костюме с длинными волосами, с которым Ван Дамм обменивается ударами - это гонконгский каскадер и мастер боевых искусств Юй-Шу Ву. Режиссер ему даже сказал действовать чуть менее профессионально, чтобы Ван Дамм на его фоне смотрелся выигрышно.
· Когда Ван Дамм разбивает нижний кирпич, это дань уважения вымышленному приему, который называется "касание смерти". Этот прием часто встречается в китайском фольклоре боевых искусств.
· Фраза, которую произносит Йен - "кирпич не может дать сдачи" - это отсылка к фразе, которую говорит Брюс Ли в "Выходе дракона". Ли там говорит: "Доска не может дать сдачи".
Безусловно, лучшая работа Ван-Дамма. Именно в этой ленте о нем узнали, как об актере. Фильм, конечно, не такой бюджетный, как, например 'Титаник ', но в этом фильме есть все, чтобы назвать его классикой спортивного кино и, если так можно сказать 'классикой Ван Дамма'. Все поклонники Жан-Клода должны знакомиться с его творчеством, исключительно с этого фильма.
Особенно точно показано в фильме противостояние Дамма и Боло Йенга, мастера кунг фу и др. восточных единоборств в фильме. Смысл в том, что победить на кумитэ может не только восточные и азиатские бойцы, но и американцы.
Советую смотреть этот фильм, не пожалеете. Но, к сожалению, сейчас фильмы Жан-Клода Ванн Дама не так популярны, как в конце 80-х и 90-х. Но он по-прежнему является голливудской суперзвездой.
«Based on the real story of the Great White Dragon»
Кровавый спорт - спортивный боевик.
Производство картины началось в 1987 году на студии “Кэннон груп”, возглавляемой Менахеном Голаном и Йорамом Глобусом. Жан-Клод Ван Дамм, тогда еще никому неизвестный молодой юноша, перебравшийся из Бельгии в Штаты в 81 году и оставивший на родной земле практически все ценности и имущество, (любимую жену, отчий дом, собственный тренажерный зал, приносящий немалую прибыль) начал обивать пороги различных студий, то и дело выпрашивая для себя хоть какие-нибудь малозначительные роли в массовке или работу каскадером.
По словам самого Ван Дамма, взял он с собой в США лишь несколько тысяч долларов, которых ой как не хватало ему на проживание, его английский ограничивался парой-тройкой фраз, произносимых с чудовищным акцентом, а обивание порогов никак не приносило результатов. Жану приходилось в свое время даже развозить пиццу и танцевать в стрипбаре, чтобы хоть как-то обеспечить свое проживание.
Возможно, этим бы и ограничилось проживание Ван Дамма в Америке, если бы не получилось так, что в один прекрасный момент, в Гонконге, он не познакомился с одним из главных продюсеров студии “Кэннон”, Менахеном Голаном. Последний пообещал молодому юноше роль в какой-либо из картин, выходящих под его эгидой, потому что Жан-Клод просто засыпал его своими портфолио и прессой, которая стала выводить из себя Голана. Обещание это было дано лишь для того, чтобы отвязаться от настырного молодого человека, от которого не было проходу, но Ван Дамм не зная тонкости обещания, решил официально встретиться с продюсером, но в итоге получил несколько раз отказ.
Здесь и произошло самое интересное, подкараулив Менахема на улице, Жан показал ему все свои коронные удары и после этого наконец-то получил приглашение на пробы. Насколько я знаю, существует одна достаточно правдивая легенда о том, что на встречу с Ван Даммом Голан опоздал аж на три часа, но в скоре его оповестили, что Жан просидел все эти три часа на шпагате меж двух стульев. Для впечатленных продюсеров это было финальным аккордом, после чего они пали и стороны заключили контракт на участие Жана в съемках картины в роли главного героя.
В принципе, сам фильм не сулил ничего стоящего киностудии, бюджет составил лишь полтора миллиона долларов, а выделена на него была не самая сильная команда, во главе с тогдашним малоизвестным средненьким режиссером Ньютом Арнольдом. Казалось бы, что особенного ждать от проекта? Ничего. Но для Жан-Клода представленный сценарий стал просто громадной перспективой, ведь по нему у него была возможность громко заявить о себе, а также продемонстрировать всему миру все свои приемы и коронные удары.
Сама же идея создания фильма из жанра “мэшрл артс” была не нова, но и одновременно не безынтересна для зрителей. Благо она почти полностью основывалась на биографии известного в 80-ые годы мастера карате Фрэнка Дюкса, а он в то время был неплохо известен, и его популярность могла как никак сказаться на удачности фильма.
Проект не сулил больших сборов, а посему продюсеры отнеслись к нему с прохладцей: на роль чемпиона кумитэ, (то бишь на роль злодея) взяли мастера восточных единоборств Бола Янга известного лишь по фильму с Брюсом Ли 'Появление дракона'. На роль бойцов были приглашены неизвестные лица, некоторые не являлись даже профессиональными спортсменами, от них требовалось лишь крепкое телосложение и разная расовая принадлежность. Затащил на этот фильм Ван Дамм и своего большого друга Мишеля Кисси, (он позже сыграет свою лучшую роль Тонг По в фильме “Кикбоксер”) и что самое главное тренировать всю эту компанию и готовить к съемкам должен был сам Фрэнк Дюкс. Во время съемок между Ван Даммом и Дюксом возникла дружба, по результатам которой Жан ни раз приглашал Фрэнка работать в своих фильмах.
Таким образом, всей дружной компанией начались съемки, которые продлились несколько месяцев, после чего у картины был полностью израсходован бюджет, хотя она все еще находилась на стадии пост-продакшена. Это означало лишь то, что скоро ее ждет место в мусорной корзине. Для Жан-Клода такой ход событий был неприемлем, и ему пришлось самому, собственными усилиями закончить картину, обеспечить ее монтаж и привести в полную боеготовность к прокату.
Ван Дамм сделал все, как подобало, и на предварительном просмотре у продюсеров она вызвала неописуемый восторг. После чего на нее выделили кинотеатры, и она была запущена в прокат, где ее ждал неповторимый успех, на одних только видеоносителях она собрала больше 50 миллионов долларов, а сборы в США в 11 миллионов с лихвой окупили бюджет. “Кровавый спорт” в одночасье стал хитом и принес известность как молодому Ван Дамму, так и самой студии “Кэннон”, тем более что основной динозавр на которого тогда она делала опору Сильвестр Сталлоне, порвал всяческие отношения с ними после провала “Изо всех сил” и вернулся в “Каролко”.
Сюжет “Кровавого спорта” гласил о следующем:
'В Гонконге должны состояться подпольные соревнования по восточным единоборствам, к которым готовится и один из американских военнослужащих. В свое время, будучи ребенком, он стал приемным сыном японца- учителя каратэ, достиг совершенства путем упорных тренировок и в знак успеха получил священный японский меч.
Он самовольно оставляет воинскую часть и отправляется в Гонконг на «Кумитэ». По следам молодого человека идет ФБР. Несмотря на все преграды, возникающие на пути каратиста, ему удается добиться победы и вступить в Братство Черного Дракона…'
Для Жан-Клода “Кровавый спорт” стал фактически дебютной картиной, если не считать его появление в качестве почти камео, в молодежной экранизации “Рокки”, “Не отступать и не сдаваться”. Со своей ролью Фрэнка Дюкса он по определению, не мог не справиться. Во-первых, его герой на протяжении всего времени съемок постоянно был рядом с ним и при возникновении каких-то вопросов относительно своего образа Жан-Клод мог легко обратиться к Фрэнку. Во-вторых, его герой не Шекспировский Гамлет, все что нужно - кинуть пару реплик и рваться в бой, это не сложно. Сложнее именно достойно, проявить себя в этом бою. В этом плане Жан-Клод с его идеальным шпагатом, великолепной вертушкой на 180 градусов в воздухе, техничными ударами и колоритным телосложением опять же не мог подвести.
По стилистике, сам фильм яркий образец кина 80-ых. Сделан он, что называется тяп-ляп, на “коленке”. Сценарий и диалоги просто на уровне школьного возраста, съемки примитивные, спецэффектов никаких, все просто до безумия, но как ни странно, именно этот 'дешевый' стиль стал основной причиной успеха фильма. Кому охота напрягаться после тяжелого рабочего дня, входить в перипетии сюжета, разбираться в сюжетных подробностях или лихо закрученных интригах? Проще поставить фильм, в котором много отличного действия, под зажигательную музыку и никакого напряжения, только расслабление. “Кровавый спорт” как раз такой фильм, выезжающий на трех китах...
Первый. Харизма главного героя в лице Жан-Клода, которому противостоит не менее внушительный злодей в исполнении Бола Янга и множества других бойцов, которые будут попадаться Жан-Клоду на пути.
Второй. Классно поставленные файтинги. При составлении которых были соблюдены традиции разных культур, были показаны различные стили единоборств и сделаны они с такой энергетикой, что их можно пересматривать отдельно от фильма и использовать как наглядное пособие для тренировок.
Третий. Замечательный саундтрек Пола Хертцога. Особенно такие песни как “Fight to Survive” или “On my alone”. Ставшие хитами того времени и не забытые фанатами даже по истечении почти 20 лет с момента выхода фильма. Этот ОСТ, бесспорно, сыграл ключевую роль для фильма, так как без него бы он был скучным действом.
И самое главное, что хотелось бы отметить, в фильме наглядно показана ценность дружбы, стойкость героя и его принципов, любовь и уважение к учителю, честь и достоинство. На первый взгляд может показаться, что я утрирую, но все это вы можете с легкостью пронаблюдать в фильме и невооруженным глазом разглядеть все эти немаловажные моральные и нравственные ценности.
“Кровавый спорт” скоро отметит свое уже 20-летие, но этого не станет менее великой картиной, которую знают миллионы людей. Она положила начало массе различных копий, клонов, множеству продолжений, которые лишь добавили “Кровавому спорту” эпохальности в своем жанре. Эта картина стала своеобразным фундаментом для множества фильмов на подобную тематику. Смотреть не советую только потому, что вы все ее уже видели бесчисленное количество раз, а если не видели, то не расстраивайтесь, потому что мимо вас сей фильм никогда не пройдет, потому что это классика.